Гиперактивность

Почти 20 лет назад у нас родился ребенок, которому был поставлен диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью). С самого появления на свет малыш заявил о себе «бурными» ночами. Позже, когда детишки его возраста стали делать неуверенные первые шажочки, мой ребенок побежал – и сразу же на клумбу. А сколько сюрпризов меня ожидало в будущем!

Не счесть лестниц, столов и ограждений, на которые он забирался за считанные секунды. Не вспомнить всех нареканий, выпавших на нашу долю в годы учебы, за которые мы сменили четыре школы и прошли все формы обучения, включая домашнее и экстернат. Самое привычное, что я слышала, – «ненормальный», самый частый приговор – «плохо воспитывают». Доставалось и ребенку, и маме.

Сейчас, по прошествии стольких лет, я могу сказать с уверенностью – мне повезло.

Говорю это без тени иронии. Именно такие детки делают взрослых настоящими родителями. Стоит только сделать маленькую ошибку, и ребенок вам тут же об этом «прокричит». Он не даст вам расслабиться, лишит последних сил, но успехи его – гораздо ярче, чем успехи других, «обычных», детей. И они особенно ценны, потому что они – выстраданные!

Теперь у нас в семье растет еще один ребенок. Если он начинает бузить, я просто смеюсь и говорю: «Спокойно, солнышко, мама у тебя – коммандос». Спасибо первенцу – первопроходцу!

Мне хотелось бы поддержать родителей гиперактивных детей и поделиться своим нелегким опытом, основанным, к сожалению, на ошибках.

Подчас родители детей с синдромом СДВГ просто теряются, не зная, что делать со своим чадом. Самое главное – любите его. Если вы чувствуете, что вам не удается любить вашего малыша так же нежно, как делают это другие мамы (ведь он создает столько неудобств!), не расстраивайтесь. Это не вина ваша, а беда.

И тут может помочь грамотный психолог. Если вы по каким-либо причинам не сможете обратиться к специалисту, просто говорите об этом с близкими, которым вы доверяете. Мне всегда помогала мама. Когда я жаловалась ей на сына, она говорила: «Ну что ты волнуешься! Всегда такие ребята рождались. У нас их называли бедовыми». Это меня как-то успокаивало. Специальная литература помогала меньше. Я прочитала много книг по этой теме, но эффект от них всегда был ниже ожидаемого. Читать, конечно, полезно, но не забывайте о том, что ваш ребенок не книжный персонаж. Вы будете слышать заявления типа: «Я таких детей за 10 (20, 30 и т. д.) лет работы вижу впервые», – от воспитателей детских садов, директоров школ, иногда врачей. Если у вас нет возможности ответить на эти слова вслух (вы можете быть просто зависимы от этих людей), проговорите про себя: «Я тоже не встречала за всю свою жизнь такого педагога, врача и т. д.».

Если ребенок гиперактивен, он, скорее всего, имеет проблемы со здоровьем. Поэтому вашими помощниками должны стать не только психологи, но и другие специалисты. Не стесняйтесь обращаться к врачам. Ищите своего. Тут вам, скорее всего, подскажет интуиция. Необходимо верно оценить, действительно ли врач вникает в проблему или просто закармливает ребенка таблетками, чтобы внешне успокоить, «притормозить».

Но есть опасность впасть в другую крайность, объявив ребенка «больным». Это своего рода его отторжение от вас. Обратите внимание на то, как часто ребенок обращается к вам. Возможно, ему не хватает вашего внимания. У всех своя мера. И важно помнить, что ему гораздо труднее, чем другим детям, удержаться от выплеска эмоций. Поэтому без стабилизирующей помощи любящих взрослых ему просто не обойтись. Постарайтесь научиться не демонстрировать свое огорчение, а порой и отчаяние, вызванное поведением ребенка.

Задача родителей – по возможности адаптировать ребенка к обществу. Поэтому, чтобы не сделать своего шалуна абсолютно неуправляемым и, следовательно, одиноким во взрослой жизни, думайте о чувствах других людей и учите этому малыша. Вам бы, наверное, не понравилось, если бы чужой ребенок третировал ваше чадо, мешал заниматься или играть. В песочнице «вождь краснокожих» запросто может «пройтись» по головам других детишек, сбегать на горку, два раза качнуться на качелях, погнаться за собачкой, подраться – и все это за пару минут. Держите себя в руках, не делайте скорбной физиономии и – самое главное – не объявляйте своего малыша во всеуслышание проблемным. Ему-то совсем не обязательно знать, что он какой-то «особенный». Сочувствия вы дождетесь сомнительного, а вот репутация малыша пострадает.

Ребенку, даже самому агрессивному, нужно чувство защищенности, однако усваивать общие правила ему все равно придется. Просто нет другого выхода. Невольно мы часто становимся «буфером» между обществом и нашим ребенком. Но не стоит становиться каменной стеной. Старайтесь быть как можно дружелюбнее с другими родителями. Ищите сотрудничества, а не продолжения детских конфликтов.

Воспитывайте в ребенке прилежание с самого нежного возраста. Особенно, если ребенок схватывает все на лету. Подчас детишки с синдромом СДВГ бывают очень сообразительны. Похоже, их мозг работает в ускоренном режиме. Мой малыш успевал делать задания в два раза быстрее, чем это делали его сверстники, и, естественно, изнывая от скуки, крутился, как волчок. Не всякий педагог догадывался давать ему дополнительную нагрузку.

Вам, скорее всего, придется восполнять недостатки системы образования самим. Об индивидуальном подходе остается все еще только мечтать (кстати, частные школы не исключение). Дома давайте задания, которые требуют внимания и сосредоточенности. Если ребенок не может и минуты просидеть спокойно, возвращайтесь к заданию вновь и вновь, проявляйте максимум фантазии, чтобы его увлечь. Но не заставляйте силой. Ищите повод лишний раз порадоваться за своего ребенка, похвалить его, выказать ему свою любовь и одобрение. Не сравнивайте его с другими детьми – ни вслух, ни мысленно. Ваше самолюбие, возможно, будет страдать от такого сравнения – и совсем напрасно. Самое удивительное, что подарила нам природа, – это разнообразие.

Мы, к сожалению, не отдавали своего ребенка в детский сад. Впоследствии он не мог даже на короткий срок оставаться без родителей, например в больнице. Его всегда очень скоро выписывали из-за поведения, и от этого, конечно, страдало его здоровье.

Пусть ваш малыш обязательно занимается спортом. Это и укрепит организм, и позволит дать выход его необузданной энергии. Кстати, как правило, тренеры-мужчины очень лояльны к таким сорванцам.

Комментарий специалиста

Диагноз СДВГ можно охарактеризовать как один из вариантов ММД (минимальные мозговые дисфункции). Разнообразные симптомы таких нарушений (с гиперактивностью и без, с дефицитом внимания или дислексией, например) могут проявляться с самого раннего детского возраста, компенсироваться в процессе роста ребенка или, в запущенных случаях, остаться с ним на всю жизнь. Как правило, родители начинают бить тревогу, когда ребенку исполняется 4-5 лет и им приходится сталкиваться с трудностями при начале его подготовки к школе. При этом попытки решить проблему – скажем, нарушения произвольного внимания – медикаментозным путем только загоняют ее внутрь. Поэтому, например, в США с января 2003 года отменены почти все препараты для «лечения» СДВГ. Правильным путем считается помогать мозгу ребенка гармонично созреть, а также снизить влияние негативных факторов – медицинских, психологических, социальных.

В последние годы, по оценкам специалистов, проблема приобретает поистине планетарный масштаб. Начиная с 2000 года детей с разными проявлениями ММД рождается практически 98-100%. О причинах этого остается догадываться: одни считают, что это плохая экология, мутации человеческого организма, истощение мозговых процессов от перегрузок, другие – прецессия земной оси (изменение наклона оси вращения Земли, произошедшее в 2000 году), третьи – изменение магнитной решетки Земли.

Получается, что уже почти 100% детей все более отличаются от нас, родителей, организацией процессов мышления и зачастую более высокими умственными способностями. Встает вопрос: может быть, не стоит их ломать под нынешнюю систему образования? Не пора ли нам самим подумать, как подстроиться под изменившуюся действительность?