12 вопросов олимпийского чемпиона

Сначала их стоит задать:

  • хорошему тренеру,
  • психологу,
  • врачу,
  • и себе.

Чем опасны серьезные занятия спортом?

Специалисты в области спортивной медицины не раз писали о том, что хронически однообразная деятельность создает феномен психической депривации (недостаточности), называемый «монотония», которая ведет к определенным искажениям физического и психического здоровья. Если ребенок ступил на этот путь, оградиться от монотонии со всеми вытекающими из нее последствиями практически невозможно.

О каких искажениях идет речь?

По сути, монотония – это зацикленность на однообразной деятельности и легковесное, равнодушное отношение ко всему остальному.

При монотонии наблюдаются:

  • неустойчивое настроение;
  • склонность к депрессии или, наоборот, экстатической, немотивированной, радости;
  • излишняя индивидуализация и готовность к аутистическим особенностями личности;
  • отсутствие стойких привязанностей, настоящих друзей, серьезных увлечений чем-либо, помимо привычной монотонной деятельности, которая превращается в некую навязчивость;
  • искажение личностных черт: человек начинает проявлять агрессивность по отношению к окружающим, у него могут развиться истероидность, излишняя демонстративность, болезненная жажда признания своих успехов, поверхностность.

Чем опасны большие физические нагрузки?

Спортивные достижения лежат фактически за пределами возможностей организма, который запрограммирован на подобные результаты. За всем этим стоит монотонный каторжный труд, разрушающий физическое и психическое здоровье. Тренироваться дети начинают в 5-6 лет, и к 12-15 годам плачевные результаты налицо. Профессиональные навыки юных спортсменов высоки, но здоровых людей среди них немного. Напряжение сердечно-сосудистой системы ведет к специфическим заболеваниям. Вспомним хотя бы так называемое бычье сердце спортсмена. Наблюдается и задержка интеллектуального развития.

Многие современные подростки увлекаются бодибилдингом. Это очень вредно, особенно если сопровождается приемом анаболиков для накачки мышц. Кроме того, тут опять-таки мы имеем дело с очень большой нагрузкой и монотонной деятельностью, ведущими к декомпенсации сердечно-сосудистой системы и прочим неприятностям.

Когда стоит начинать заниматься спортом?

На взгляд медиков, оптимальный возраст для начала занятий спортом – лет 8-9. Хотя тренеры придерживаются иного мнения, ведь современный спорт сильно помолодел. На многих дошколят, кстати, угнетающе действует строгий подход спортивных тренеров. Малышам нужно гораздо более мягкое обращение. Требования, которые предъявляются в спортивной секции, даже в такой, которая не ставит себе задачей готовить «звезд», сужают интересы ребенка. Обязательно стоит взвесить все «за» и «против», прежде чем отдавать ребенка в спортивную школу: как показывают последние исследования, под влиянием монотонных тяжелых физических нагрузок у множества детей так страдает нервная система, что к концу юниорского периода многие бросают спорт. То есть, они сходят с дистанции, фактически лишившись детства, не добившись результатов, испытав разочарование и подорвав здоровье.

Что касается дошкольников, то для них наиболее полезны плавные гимнастические упражнения типа ушу или ритмики, которые дают ребенку возможность расслабиться, как бы войти в легкий транс.

Есть ли разница между физкультурой и спортом?

Физкультура направлена на охрану здоровья любого человека и не ждет от него каких-то особых достижений. Цель же спорта – обязательно рекорды. В советские времена особо одаренных детей отбирали для обучения в спортивных школах. Но одновременно существовала развитая спортивная медицина, которая отслеживала показания к занятиям спортом и следила за здоровьем детей. Сейчас все изменилось. Спорт стал серьезной индустрией. Дети постоянно испытывают тяжелые психические нагрузки. Их тренировки мало чем отличаются от тренировок взрослых спортсменов.

Почему вредны длительные тренировки?

Ребенок изо дня в день занимается одним и тем же монотонным, однообразным делом. Например, оттачивает удар футбольным мячом или плавает от одной стенки бассейна к другой, «накручивая» километраж. И так длится годами. Ребенок полностью запрограммирован на определенный образ жизни, строгую диету, необходимость постоянных подготовок к соревнованиям.

В основе спорта лежит стремление к рекорду, условному достижению. Получается, что ребенок существует в ситуации непрерывного марафона тренировок и свою жизнь нацеливает на достижение некоего результата, который должен быть непременно лучше, чем у его товарищей.

Почему может пострадать интеллект ребенка?

Интересы юных спортсменов сужены, и должного интеллектуального развития не происходит. Поскольку все их внимание сосредоточено на узкоспортивных целях, то остальные интересы, особенно учебные, носят второстепенный характер. Кроме того, под влиянием спортивных перегрузок у многих детей появляются иммунологические отклонения. Есть такие специфические вещества нейропептиды (в частности, фактор роста нервов), которые обуславливают стабилизацию психических процессов и выполняют антистрессовые функции. У юниоров, которые достаточно долго пребывают в ситуации спортивного марафона, начинают вырабатываться антитела к фактору роста нервов. Возникает некое состояние организма, при котором он начинает отторгать собственную нервную систему. Внешне спортсмены выглядят психически здоровыми, а на самом деле находятся на грани срыва, пребывая в состоянии непрерывного стресса, который, в свою очередь, влияет на состояние нервной, сердечно-сосудистой, вегетативной систем. Организм разбалансируется и работает на пределе.

Каким детям занятия в спортивной секции пойдут на пользу, а каким нет?

В целом можно сказать следующее:

  • Ребенок с истерическим комплексом, скорее всего, захочет добиться результатов. Тренер может на этом сыграть, и ребенок включится в бесконечную спортивную гонку.
  • У невротика вряд ли получится что-то путное. Дети, не уверенные в себе, не впишутся в тяжелый спортивный режим. Ребенок будет чувствовать себя неуютно в конкурентной атмосфере.
  • Бывают дети конкурентные, но очень боящиеся трудностей. Они тоже наверняка не выдержат. Хотя повышенные амбиции свидетельствуют о наличии истерического комплекса, но страх перед трудностями – признак слабости.
  • На шизоидов занятия в спортивной секции действуют хорошо. Эмоциональность у них снижена, они от природы склонны к аутизации, а также к монотонной деятельности, которая им даже полезна, как и физическая нагрузка. Но только в меру. Нельзя допускать сильного напряжения. Если соблюдать нужный баланс, шизоиды могут добиться больших спортивных успехов.

Какой спорт полезней для детской психики: индивидуальный или командный?

Мальчишкам, конечно, командный. Там нет травмирующего упора на конкуренцию. Такой спорт лучше поддерживает дух. В Америке сейчас даже вводят специальную систему противодействия излишней индивидуализации спортсменов, которая заключается в воспитании взаимовыручки. В рамках этой системы человек получает приз не потому, что он достиг финиша первым, а потому, что он помог товарищу, если тот оказался в трудной ситуации.

Почему «проблемные дети» часто не приживаются в спортивных секциях?

Это закономерно: они не выдерживают тяжелых нагрузок. Чтобы ребенок с удовольствием занимался в спортивной секции, он, прежде всего, должен быть физически выносливым и абсолютно здоровым. А названные дети часто бывают болезненными и повышенно утомляемыми. Поэтому спорт не укрепляет их здоровье, как родители, а становится дополнительным стрессорным фактором.

Наверное, лучше отдать ребенка не в спортшколу, а просто в секцию?

Конечно, в секции таких напряженных, многочасовых тренировок нет.

С другой стороны, родители нередко жалуются, что и здесь тренеры «ставят» на каких-то перспективных, с их точки зрения, ребят, а детям без особых спортивных способностей уделяют мало внимания. Но если такого крена нет, и занятия в секции не превращаются в каторжный труд, то они очень даже полезны для развития детей, укрепления их здоровья.

Может, стоит просто больше времени уделять активным играм и совместным спортивным «вылазкам»?

Конечно, родителям нужно почаще вспоминать про активный отдых. Зимой – это лыжи, коньки. Летом – футбол, волейбол, бадминтон, разнообразные подвижные игры. Дома у детей обязательно должна быть шведская стенка или даже целый спортивный уголок. В общем, пришла пора возродить здравое отношение к физической культуре, чтобы она действительно помогала укреплять и сохранять здоровье.